Для самых любопытных и особо интересующихся темой развития немецких сетей в России публикуем полное интервью с Ольгой Мюллер MRICS, директора компании IIG Real Estate GmbH и создателем портала invest-in-germany.ru
1. Согласны ли вы с тем, что немецкие продуктовые и непродуктовые сети активно открывают свои магазины в регионах?
Среди немецких продовольственных сетей первой для себя открыла Россию компания Metro Cach&Carry, входящая в состав международного холдинга Metro Group. Она насчитывает 87 торговых центров в 49 регионах России 1 супермаркет Real в г. Котельники.
Далее последовали Selgros Cash&Carry с 8 торговыми центрами и Globus с 11 гипермаркетами.
В 2015 году немецкий холдинг Tengelmann Group совместно РосЕвроГрупп сперва заявил о масштабном строительстве 150 магазинов Plus до 2020 года, а потом заморозил этот проект из-за экономического кризиса.
Но есть и положительные примеры – франчайзинговая программа ФАСОЛЬ от Metro Cach&Carry. Благодаря многолетнему опыту работу в России они смогли быстро сориентироваться на рынке, создав востребованный формат для небольших магазинов от 150 кв.м. Формат рассчитан на малых предпринимателей, имеющих устарелые магазины или торговые площади небольшого размера. Новое оборудование, вывески, маркетинг делают магазин современным и интересным для покупателей.
2. Как вы оцениваете то, что именно на регионы направлена их стратегия развития? С чем это связано и как это отражается на экономике Российских регионов?
Регионы России по сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом имеют низкую консолидацию. Регионы имеют большой потенциал. Они готовы разместить еще ни одну сеть.
3. Сложно ли сегодня получить землю в регионах России под крупный гипермаркет?
Да, сложно. Плюс нет времени и персонала для поиска и подготовки помещений к эксплуатации. Сетевые магазины стараются работать с инвесторами, девелоперами, риэлторами, способных предоставить им готовые площади для аренды и удовлетворяющие все требования. В результате много прибыльных точек проходит мимо –их перехватывают российские игроки, готовые пойти на риски и закрыть глаза на недостатки.
4. С какими сложностями в основном сталкиваются мировые сети, когда приходят в регионы?
- Постоянно меняющееся государственное регулирование в розничной торговле. Вводятся различные ограничения – ограничение а продажу алкоголя, санкции на ввоз определённой группы товаров.
- Для немецких компаний характерен долгий путь по принятию решений, что для России неприемлемо.
- Немецкие компании менее подвижны. Им тяжело реагировать на изменения в России. Магнит и X5 Retail Group способны намного быстрее реагировать на постоянно меняющийся спрос и потребительскую способность. Немцы же любят больше предсказуемость.
- Немецкие менеджеры менее выносливы российских – они не готовы работать вечерами и в выходные, им тяжело работать в условиях постоянного стресса.
5. Есть ли у немецких сетей какие-то свои подходы к ассортименту товаров?
Немецкие сети любят выпускать товары под собственными марками. Фасоль насчитывает 600 наименований таких продуктов, Globus 1.200.
6. Как вы оцениваете перспективы развития немецких сетей (гипермаркеты, супермаркеты) в России в ближайшие пять – десять лет?
Однозначно будет развиваться Фасоль. Это связано в первую очередь с тем, что небольшие магазины все больше и больше ощущают давление со стороны крупных филиалистов. Новый облик в форме Фасоль поможет спасти малый торговый бизнес сделав их конкурентоспособными. Я также надеюсь, что Plus возобновит свой проект и реализует намеченную экспансию в России. Пока действуют санкции другие немецкие сети Россию рассматривать не станут.
Источник: https://rg.ru/2016/06/16/nemeckie-torgovye-seti-vnedrilis-v-rossijskie-regiony.html
Фото: WikimediaImages, CC0 Public Domain.